20 ОШИБОК ПРИ ПОСТРОЕНИИ ОТДЕЛА ПРОДАЖ

Нет визуализации результатов работы продавца

Наглядное представление промежуточных результатов менеджеров мотивирует как успешных продавцом, так и отстающих продавать больше
Когда я работал в автосалоне, у нас в кабинете логистики висела огромная доска с результатами менеджеров на текущий день. Там было не только количество выданных автомобилей, но и количество новых клиентов в работе, тест-драйвов, заключенных договоров, а также результаты по обучению менеджеров.

По сути это рабочий стол, куда выводится текущее положение дел каждого менеджера отдела продаж. Благодаря этому, сильные менеджеры замотивированы двигаться вперед, чтобы их не догнали среднячки. Среднячки стремятся догнать успешных продавцов и не хотят оказаться в числе худших. А наиболее слабые стараются хотя бы не оказаться на последнем месте.

Публичное признание успеха стимулировало продавцов повторять свой успех раз за разом. А публичная демонстрация неудач – это стимул для продавца показать, что он может продавать больше, стимул перейти в другую категорию менеджеров. Такое внешнее воздействие напрямую влияет на мотивацию быть лучшим.

Большое заблуждение, что если внедрена CRM-система, то в ней все есть, этих данных вполне достаточно, и дополнительная визуализация не нужна. На самом деле, принцип визуальной доски построен на психологии влияния. Ведь согласитесь, маловероятно, что отстающий менеджер будет заглядывать в аналитику CRM-системы, чтобы посмотреть, насколько низкие у него показатели. Если же доска висит на видном месте и к ней подходят руководители и коллеги, то на это продавцы обращают внимание.

Как реализовать визуализацию результатов

Доска

Подойдет любой вариант: пробковая доска, маркерная или монитор. Выводите на нее KPI, которые актуальны для Вашего бизнеса. Это должны быть:

  1. Активности в течение дня. Звонки, встречи, презентации.
  2. KPI, которые напрямую влияют на результат продаж. Например, отработка возражений по выставленному коммерческому предложению.
  3. Результат продаж в штуках и рублях.

Рассылки

Делайте менеджерам рассылки с текущими результатами. Это хороший вариант в случае, если у Вас удаленный отдел продаж. Указывайте в рассылке показатели всех сотрудников, составьте рейтинг продавцов, отслеживайте изменения в рейтинге. Если менеджер постоянно находится в конце рейтинга это может быть поводом для расставания с ним.

Как отображать показатели

Графики

график визуализации результатов отдела продаж
Нарисуйте график конкретного показателя. По оси Х укажите день в текущем месяце или неделю в году. По оси Y - значение KPI. Зафиксируйте плановое значение на конец месяца или года.

Важно, чтобы менеджеры сами отмечали текущие показатели своей работы. Если менеджеры будут вовлечены в этот процесс, то они будут следить за своими результатами и результатами своих коллег и это будет их мотивировать. В противном случае эффекта не будет.

Светофор

Сделайте таблицу в Excel с текущими показателями по менеджерам и окрасьте ее в разные цвета. Те показатели, которые в пределах нормы выделяйте зеленым цветом, ниже нормы – желтым, а те, что являются критически низкими – красным. Этот способ интуитивно понятен и позволяет сразу увидеть «среднюю температуру по отделу продаж», за что следует хвататься в первую очередь, а какие показатели в норме.

Спидометр

спидометр визуализации результатов отдела продаж
Таким способом удобно отмечать, например, итоговый результат продаж на текущий день.

Какие показатели можно визуализировать

  • Количество задач, выполненных на текущий час или день;
  • Количество задач в работе;
  • Количество новых сделок, взятых в работу;
  • Выручка и план по менеджеру за месяц;
  • Количество сделок в работе;
  • Динамика телефонных звонков в месяц (длительность и количество);
  • Динамика среднего чека;
  • Размер клиентской базы;
  • ТОП клиентов по объемам покупок.
Если Вы до сих пор не организовали наглядную визуализацию результатов отдела продаж, начните делать это для начала хотя бы на маркерной доске. Начните приучать менеджеров, чтобы не забывали каждый день отмечать свои результаты. Вы увидите, как со временем привыкнут и начнут сами заполнять свои показатели.



Как бороться с неравномерным выполнением плана, читайте в следующей главе.