20 ОШИБОК ПРИ ПОСТРОЕНИИ ОТДЕЛА ПРОДАЖ

Нет алгоритма работы с потерянными клиентами

Если Вы не работаете с потерянными клиентами, то теряете не менее 15% выручки. Рассказываю, как их вернуть.

Зачем вообще работать с потерянными клиентами?

Стоимость лида

Вернуть потерянного клиента можно бесплатно. У вас уже есть его контакты. Иногда достаточно позвонить, правильно поговорить, и он вернется. Иногда бывает, что клиент выбрал конкурентов, но остался ими не доволен. Тогда шансов на возвращение еще больше. Если же привлекаете новых лидов, то они в любом случае стоят денег.

LTV

LTV — это жизненный цикл клиента. Этот показатель демонстрирует, сколько каждый покупатель приносит денег компании за время сотрудничества с ней. Оцените, сколько денег приносит среднестатистический клиент за один год. Допустим, один клиент платит в среднем 100 000 руб. в год. Если таких клиентов 100, то это уже 10 000 000 рублей каждый год!

Как вернуть упущенного клиента

Шаг № 1. Узнаем предысторию

Прежде, чем приступить к активным действиям, поднимите историю общения с клиентом. Вспомните причину, по которой он отказался от Ваших услуг. Прослушайте последний телефонный разговор и почитайте переписку. Соберите как можно больше сведений о сложившейся ситуации, перед звонком клиенту.

Шаг № 2. Узнаем мнение клиента

Свяжитесь с клиентом и задайте пару вопросов:

Почему Вы приняли решение более не сотрудничать с нашей компанией?

Что мне нужно сделать, чтобы Вы поменяли решение в нашу пользу?

Не перебивайте клиента и внимательно выслушайте. Не нужно сразу спорить и оправдываться. Основная цель на этом этапе — показать клиенту, что Вам важно его мнение, и Вы готовы поменять свои правила работы ради них. Не стесняйте задавать вопросы, если что-то не понятно. По окончанию разговора, заверьте клиента, что примете меры для предотвращения подобных ситуаций. Поблагодарите за уделенное время.

Шаг № 3. Определите проблему

Теперь, когда собрано достаточно информации, определите, в чем же истинная причина его ухода. Обычно это качество обслуживания либо цена.

Шаг № 4. Примите окончательное решение

Оцените, готовы ли Вы пойти навстречу клиенту, чтобы он вернулся. Окупятся ли эти инвестиции с его возвращением? А может достаточно извиниться и сказать, что приняли меры, чтобы такого больше не повторилось. Если хватает информации, проведите ABC XYZ анализ. Как это сделать я подробно писал в этой статье.

5 советов для возвращения потерянных клиентов

Не бойтесь признавать ошибки

Бывает, что клиенту что-то не понравилось в работе с Вами, а он ничего не сказал, а молча ушел к конкуренту. Даже если клиент лояльный, всегда узнавайте, чтобы Вы могли улучшить в своей работе. Это поможет избежать ошибок в дальнейшем. А если уже накосячили — признайте вину и извинитесь. Клиент обязательно это оценит и станет более лояльным. Такой клиент, даже если сразу не вернется, то порекомендует Вас партнерам.

Узнайте, что его привлекло у конкурентов

Это может быть цена, качество обслуживания, дополнительные услуги или доброжелательный персонал. В любом случае Вам нужно знать преимущества, которые есть у конкурентов, чтобы принять решение, стоит ли внедрить это в своем бизнесе или эти изменения не окупятся.

Человеческий фактор

Бывает, что клиент уходит из-за конкретного менеджера, с которым у него не сложились отношения. В этом случае смена ответственного менеджера — эффективное решение. Особенно хорошо это работает, когда конфликтная ситуация уже назрела, но клиент еще не ушел. Если успеете оперативно вмешаться и сменить менеджера, лояльность клиента многократно повысится.

Сложности ухода

Создайте ситуацию, при которой клиенту будет невыгодно расставаться с Вашей компанией. Например, это может быть Ваш эксклюзивный продукт, требующий периодическую поддержку Ваших специалистов. И смена продукта на конкурентный для клиента экономически невыгодна.

Поддерживайте контакт с клиентом

Продолжайте поддерживать отношения с клиентом даже после его ухода. Периодически информируйте о новинках и акциях. Не забываете, у каждого клиента есть жизненный цикл LTV. Рано или поздно он может принять решение расстаться с конкурентами и в этот момент у него не должно быть сомнений к кому идти.

ТОП-5 ошибок при попытке вернуть потерянного клиента

Фильтровать потерянных клиентов

Возможно клиент был недоволен Вашим менеджером или ценой, это не важно. Прошло время. Мнение клиента могло измениться, он мог понять, что дешевле, не значит лучше или у него появился негативный опыт с Вашими конкурентами. Особенно это актуально в сфере услуг, где клиенты могут купить у конкурентов, но в итоге рекомендовать Вас потому, что их ожидания об этих конкурентах не оправдались. Поэтому не стоит автоматически сбрасывать со счетов некоторых клиентов, включайте в список всех, кого знаете со дня создания бизнеса.

Выбрать неправильный канал связи

Общайтесь по тому каналу, который удобен клиенту. Если он ведет активный блог в Инстаграм, то не надо его заваливать письмами по электронной почте. Едва ли он это оценит. Впрочем, это касается не только потерянных, но и действующих клиентов. Кто-то предпочитает звонки, кто-то WhatsApp, кто-то живое общение — это нужно учитывать.

Бояться вернуть конфликтных клиентов

Если попытаться вернуть потерянного клиента после конфликтной ситуации, Вы точно ничего не потеряете. Извинитесь, заверьте, что подобного больше не повториться, смените ответственного менеджера и у Вас есть все шансы на его возвращение.

Пытаться вернуть абсолютно всех клиентов

У всех есть клиенты, с которыми лучше расстаться. Анализируйте ситуацию и расставляйте приоритеты. Возможно силы, потраченные на возвращение этого клиента, не окупятся.

Доверить возвращение клиента менеджеру, который его и потерял

Смените менеджера или если это крупный клиент — позвоните сами. Для людей важно, если звонит сам руководитель и они охотнее идут навстречу.

Резюме

Теперь у Вас есть стратегия по возвращению потерянных клиентов. Используйте ее в работе каждый день и помните — вернуть старого клиента всегда дешевле, чем привлечь нового.

В следующей главе читайте зачем нужен выделенный сотрудник для работы с постоянными клиентами.
Дмитрий Горбунов
Генеральный директор ООО "Айфабрик"