Таким образом, если мы говорим о первом этапе, когда мы только внедрили CRM-систему, то деградация происходит чаще всего из-за того, что мы автоматизировали только базовый бизнес-процесс и далее его не пересматриваем.
Например, мы автоматизировали работу с входящими заявками, но помимо этого менеджеры работают еще с клиентами, которые не купили, или работают с холодными звонками. Под этих клиентов в CRM еще нет бизнес-процессов, а автоматизировать все бизнес-процессы в CRM-системе сразу, довольно-таки сложно. Во-первых, в них нужно долго разбираться, и кроме того, эти процессы существуют не отдельно друг от друга, а в некой взаимосвязи. Поэтому эти бизнес-процессы нужно описывать в CRM постепенно.
В таком случае, примерно через 12−18 месяцев после начала внедрения, в CRM-системе можно автоматизировать всю работу отдела продаж: описать все процессы и дать продавцам на каждом этапе необходимый инструмент для работы. Тогда мы увидим реальное увеличение конверсии на каждом этапе продаж и сокращение цикла сделки. Будут видны причины, по которым клиенты отказываются от услуг компании, станет понятно, как их возвращать, а большая часть рутины будет переложена с менеджеров на CRM-систему.
В результате эффективность внедрения становится в разы больше, чем после первого этапа внедрения CRM. Причины этому две:
- На начальном этапе мы автоматизируем только базовый бизнес-процесс;
- Должен пройти период адаптации сотрудников (1−3 месяца), после чего уже можно будет понимать, какие есть дальнейшие цели по внедрению CRM-системы.
В результате компания получает не возврат к начальным позициям, которые были до внедрения CRM, а ощутимый прогресс. Постепенно система продаж, при помощи CRM, доводится до высоких показателей. И достигается это не только за счет технических изменений в CRM. Часто появляются какие-то новые модели продаж, которые «зашиваются» в CRM-систему.
На первом этапе мы внедряем сервис, который позволяет автоматизировать работу. На последнем же уровне работа автоматизирована не только за счет CRM, а вокруг нее выстроены какие-то новые модели работы с клиентами, которые позволяют очень сильно улучшить показатели.