Одной из важнейших характеристик любой CRM-системы является ее стоимость. От нее будет зависеть насколько быстро она окупится и начнет приносить деньги. Ведь в конечном итоге CRM-систему внедряют не ради внедрения, а ради результата. На сайтах самих CRM-систем обычно указывается только стоимость лицензии. Однако, помимо этого есть еще и другие расходы. Итак, стоимость внедрения CRM-системы складывается из:
Не зависимо от того, решите ли вы внедрять систему самостоятельно или с помощью интегратора, необходимо учитывать расходы (финансовые или временные) на следующие позиции:
Важно описать как сейчас работает отдел продаж и получить ответы на такие вопросы, как:
На этом этапе подробно распишите путь, который проходят вместе клиент и продавец при совершении сделки. Это можно сделать в виде списка или блок-схемы в графическом редакторе.
Например:
Опираясь на полученный алгоритм, можно приступать к выбору CRM-системы и ее настройке. При настройке бизнес-процессов необходимо решить следующие задачи:
Задачи в CRM-системе позволяют реализовать четкую последовательность действий, которые нужно совершить по отношению к клиенту, чтобы тот произвел покупку и остался доволен обслуживанием. Это помогает поддерживать высокое качество работы менеджеров с каждым клиентом, повышает количество довольных клиентов и средний чек.
Задачи могут быть как автоматическими, так и устанавливаться вручную.
Лид — это любой потенциальный клиент, который хоть как-то заинтересован в вашей услуге или продукте и чьи контактные данные нам известны. Пока не важно, по какому каналу связи он обратился. Если нам известен его телефон или хотя бы адрес электронной почты, такой контакт уже можно считать лидом, даже если он еще ничего не купил, а только проявляет интерес.
Тем не менее, для качественной дальнейшей работы, нужно понимать, по какому каналу связи этот лид был получен. Это важно для того, чтобы понимать, насколько эффективны разные каналы привлечения лидов и как с ним правильно работать.
Затем нужна проверка корректности контактных данных. Если это e-mail, то он должен быть прописан латинскими буквами с символом @ посередине, а если номер телефона, то состоять из определенного количества цифр.
В правильно настроенной CRM, процесс выглядит так: все входящие обращения фиксируются автоматически, и система проверяет, есть ли уже такой контакт в базе. Если есть, то ответственному менеджеру ставится оповещение, о новом обращении текущего клиента. Если лид новый, то автоматически создается карточка сделки и ставится задача на менеджера, который отвечает за работу с новыми клиентами. Ручной ввод данных нужно свести к минимуму.
Важной функцией CRM-системы является проверка контактных данных на дубли. Если ее не будет и при каждом обращении будет создаваться новая карточка, то база очень быстро раздуется и работать в ней будет крайне неудобно. Помимо этого, будут возникать ситуации, когда два менеджера работает с одним и тем же клиентом, независимо друг от друга, что является ошибкой при работе с клиентами.
При появлении нового лида в системе, ему должен быть назначен ответственный менеджер. Менеджеры могут назначаться по разным сценариям:
Сделка в CRM — это сущность, в рамках которой ведутся переговоры о приобретении того или иного товара. Сделки могут открываться и закрываться по несколько раз с одним и тем же клиентом. Сделку необходимо создавать сразу же, как только у клиента выявлена заинтересованность в приобретении товара или услуги. Сделка не всегда может заканчиваться реальной покупкой, однако вести работу с клиентом правильнее всего именно в сделке. Любая сделка проходит основных этапа:
Как только клиент проявил интерес с определенному товару или услуге, необходимо создать сделку. В сделке должна быть указана следующая информация:
Этот параметр меняется со временем и показывает, с какой стадии находятся переговоры с клиентом. Этапы могут быть различными в каждой компании. Вот пример таких этапов: