БЛОГ IFABRIQUE

По каким параметрам анализируют конкурентов в маркетинге?

В новой статье на ifabrique.ru разбираем основные параметры маркетингового анализа конкурентов и говорим, для чего он нужен.
Анализ конкурентов

Для чего нужно изучать и анализировать конкурентов?

Конкурентный анализ — это изучение конкурирующего бизнеса с целью выявить его сильные и слабые стороны, чтобы использовать данные знания в качестве возможности для своей компании.

Конкурентный анализ можно проводить в нескольких областях и смотреть на компании, которые конкурируют с вами на рынке под разными углами. Так, основными направлениями анализа конкурентов можно назвать:

  • прибыль;
  • размеры коммерческого предприятия;
  • особенности товаров или услуг;
  • сферы рынка;
  • клиенты;
  • методы продвижения товаров и услуг.

Сегодня нас интересует последний пункт данного списка — продвижение товаров и услуг и всё, что связанно с данным направлением деятельности конкурирующей компании.

Результаты анализа конкурентов пригодятся для разработки рекламной стратегии, УТП, настройки автоматической таргетинговой и контекстной рекламы, работы в социальных сетях. Таким образом, мы используем лучшее, что есть у конкурентов для продвижения собственного бизнеса.

Какие параметры важны в анализе продвижения конкурентов?

Для большей наглядности, мы рекомендуем создать документ в виде таблицы, доступ к которому могут иметь все члены команды, вовлечённые в процесс анализа конкурентов. Так, эффективность и скорость изучения рынка, на котором вы собираетесь работать, будут намного выше. Вот главные параметры маркетингового анализа конкурентов:
Пример анализа конкурентов

1. Позиционирование

Это то, как конкурент позиционирует свой продукт на рынке, и какие уникальные черты отличают данную компанию от прочих. Так, это может быть акцент на конкретный аспект работы с клиентом или уникальные качества услуг и товаров компании. Главное — увидеть эту «фишку» и взять себе на заметку.

2. Целевая аудитория

То, как для себя компания видит свою целевую аудиторию, определяет её успех. Мы написали целую статью про то, как выделить ЦА для своего бизнеса, составить портреты её представителей, но как узнать ЦА, на которую работает конкурент? Всё просто! Изучите его социальные сети и основные ценовые предложения, сравните со своими задачами по ЦА и найдите пересечения, дополнив недостающие вам пункты на основе изучения ЦА конкурента.

3. Ассортимент товаров и услуг

Внимательно изучите ассортимент товаров и услуг конкурента, сравните со своим по разнообразию и ценовому предложению. Ответьте сами для себя на вопрос: «У кого бы я купил: у него или у нас?» и работайте в направлении оптимизации ассортимента и цен на основе данных о конкурентах.

4. Фирменный стиль

Внимательно изучите фирменный стиль конкурента. Что вас привлекает в его логотипе, оформлении информационных ресурсов? Есть ли у них мерчендайзинг? Можно также узнать о том, как они оформляют документы — коммерческие предложения и письма, тайно позвонив в их отдел продаж и представившись клиентом. Вот на какие элементы ФС следует обратить внимание в первую очередь:

  • товарный знак;
  • логотип;
  • фирменный блок — традиционное, часто употребляемое сочетание нескольких элементов фирменного стиля;
  • фирменный лозунг (слоган) — постоянно используемый фирменный оригинальный девиз;
  • фирменные цвета;
  • фирменный комплект шрифтов;
  • постоянный коммуникант (лицо, образ компании).

Выявите сильные и слабые стороны их стиля, а потом доработайте свой с учётом собранной информации.

5. Каналы коммуникации бренда

Помощью каких каналов продвижения данная компания доносит свой продукт до потребителя? Изучите всё, от сайта и социальных сетей, до рекламы и участия в мероприятиях и вебинарах — это поможет вам подчерпнуть идеи для своей компании.

6. Стратегия продвижения

Собрав все каналы продвижения, попытайтесь понять, как именно конкурент пользуется каждым их них. Конечно, в малом бизнесе при небольших рекламных бюджетах стратегии особенно не делят, но если ваш бизнес более крупный, то внимательно следите за каждым шагом конкурентов в информационном поле и ищите последовательности.

7. Преимущества, недостатки и общие эмоции

Обязательно резюмируйте общее впечатление от компании-конкурента в конце анализа. Распишите сильные и слабые стороны их бренда, а также опишите общее впечатление, которое у вас осталось от знакомства с данной компанией.

Выводы: анализ конкурентов полезен?

Итак, мы разобрались, что анализировать маркетинговую активность конкурентов нужно и очень полезно, так как полученные данные можно применить и в развитии собственного бизнеса. Изучать конкурентов нужно всегда, и главное — использовать их сильные стороны, не забывая о собственных преимуществах.