БЛОГ IFABRIQUE

Уроки на будущее: пять важных вещей, которые предприниматели вынесут из этого кризиса

Говорим о важных уроках, которые российские предприниматели должны вынести из этого кризиса, чтобы в следующий раз быть подготовленными к любым потрясениям

Кризис — лучший учитель для предпринимателя

В последнее время в блоге на ifabrique.ru мы часто говорим о том, как бизнесу преодолеть кризис с наименьшими потерями, как коронавирус влияет на рынки и что делать, чтобы подстроиться под новые реалии. Сегодня мы поговорим о том, что нужно делать после кризиса, чтобы в следующем кризисе ваш бизнес не оказался застигнутым врасплох. Конечно, существует множество аспектов, которые не зависят от предпринимателей, например, всё, что касается решений, которое принимает государство (и это может стать темой для отдельной большой статьи), однако, здесь мы поговорим о том, что точно в наших силах.

Чему пандемия коронавируса научит бизнес-сообщество?

1. Создание резервного фонда компании

В какой бы сфере вы ни работали, теперь вы точно знаете: без резервов не обойтись, иначе, в случае чего, будет попросту нечем платить своим сотрудникам зарплату, а владельцам ваших помещений — аренду. Никакая помощь со стороны не компенсирует вам наличия собственного резервного фонда, который позволит вашей компании прожить несколько месяцев без получения дохода. Заведите себе правило: откладывайте 10% прибыли ежемесячно в антикризисный резервный фонд бизнеса. Заработаете на условный рубль меньше, но будете в миллион раз спокойнее на случай внезапного кризиса.

2. Развитие онлайн и диджитал

Теперь вы знаете, что современный успешный бизнес существует в двух мирах одновременно: в офлайне и онлайне вне зависимости от сферы его деятельности. Развивайте оба направления, используя возможности каждого из них по максимуму. И мы говорим не только о способах сотрудничества с клиентами, но и других, принципиально разных категорий вашего продукта, которые будут востребованы и без физического взаимодействия с клиентом.

3. Долгосрочное планирование с учётом всех возможных сценариев

Уделяйте больше внимания долгосрочному планированию, причём, прогнозируйте развитие бизнеса так, чтобы было учтено как можно больше сценариев, и вы были готовы к самым неожиданным проблемам, которые могут возникнуть в вашем сегменте или во всей экономике.

Кто несколько месяцев назад мог подумать, что эпидемия нового вируса буквально парализует мир? Видимо, только Билл Гейтс. Но нам стоит признать, что большинство из нас не гении, и нужно учитывать все возможные неприятности, которые могут возникнуть у вашего бизнеса в будущем.

4. Реструктуризация компании, повышение «пластичности» бизнеса

Да-да, мы снова про удалёнку и избавление от лишних помещений и людей в офисе. Если вы можете работать без офиса — работайте. Не тратьте деньги на аренду, лучше вложите их в построение регламентов работы с сотрудниками на аутсорсе и образование своего персонала. Так вы сможете быть более гибкими в кадровой политике, дислокации бизнеса и планировании бюджетов.

5. Мониторинг трендов и внедрение новых технологий

Продолжим развивать мысль предыдущих пунктов: идите в ногу со временем! Следите за трендами в вашей отрасли и внедряйте их в структуру вашего бизнеса. Чем вы современнее, тем вы эффективнее, успешнее, и устойчивее в случае кризиса. В этом блоге мы много пишем об автоматизации бизнес-процессов, различных сервисах и приложениях для бизнеса и сами разрабатываем решения на основе трендов в различных индустриях. Не отставайте и вы!

Вывод

Рано или поздно, кризис закончится. Бизнесу придётся сложно, процесс восстановления и последующего роста отраслей займёт много времени, однако, уже сейчас нам следует оглянуться назад и начать анализировать не только то, что нам делать сейчас, но и то, что не так мы делали в прошлом, и как поступить в будущем, чтобы избежать проблем, с которыми бизнес столкнулся сейчас. Всего не перечислить, и всех аспектов работы бизнеса в кризис, к сожалению, не проконтролировать. Но вынести максимальное количество уроков из этого кризиса мы должны.