БЛОГ IFABRIQUE

Виды CRM-систем. Как выбрать CRM?

Чтобы правильно подобрать хорошую систему автоматизации бизнеса, которая полностью соответствовала бы потребностям компании, необходимо в них разбираться. В этой статье, мы выясним, какие бывают виды CRM и их форматы. Мы поговорим об операционных, аналитических, коллаборационных и комбинированных CRM-системах.

Обзор типов CRM-систем

CRM-системы отличаются уровнем обработки информации и перечнем задач, с которыми они справляются. Поговорим о каждом типе CRM подробнее.

Операционные CRM-системы

Наиболее популярной разновидностью автоматизированных решений среди всех отраслей бизнеса являются операционные системы. Их использование позволяет повысить лояльность потребителей в ходе непосредственного общения с ними. Операционные CRM упрощают взаимодействие с клиентом, систематизируют информацию о нем, его заявках и сделках, о запланированных контактах с клиентом, позволяют контролировать работу персонала. Ярким примером такого вида CRM является 1С и БИТ. Но есть проблема.

По сравнению с другими типами систем, «операционки» уже морально устарели. Пережив свой расцвет в 2000-х, они перестали быть опорой бизнеса в последующие годы, потому что на рынке появились системы, которые не просто позволяют систематизировать информацию и хранить данные, а практически полностью автоматизируют работу компании. О них — в следующих пунктах данной статьи.

Аналитические CRM-системы

В отличие от операционных автоматизированных систем аналитические CRM могут не только фиксировать историю взаимодействия с потребителем, но и анализируют накопленную информацию о клиенте, продажах для выстраивания более эффективной тактики. К аналитическим видам CRM систем относится SAS, SAP BusinessObjects, Marketing Analytic.

Отметим, что на рынке также существуют целые аналитические сервисы, которые интегрируются с любой CRM и предоставляют подобные отчёты о работе компании. Так, например, в последнее время большую популярность набрали сервисы сквозной аналитики Calltouch и Roistat.

Коллаборационные CRM-системы

Коллаборационные CRM разрабатываются по индивидуальному запросу и предназначаются для налаживания коммуникаций с потребителем, в ходе которых проводится сбор обратной информации.

Так, большинство крупнейших компаний на рынке традиционно заказывают и разрабатывают свои системы управления бизнесом, однако, в последние годы, с развитием комбинированных CRM, крупный бизнес тоже стал пользоваться готовыми решениями, пусть и серьёзно доработанными под свою компанию.

Комбинированные CRM-системы

В последнее время особой популярностью стали пользоваться комбинированные CRM, которые представляют собой операционные системы с рядом аналитических функций и возможностью общения с потребителем. Таким образом, в комбинированных системах объединяются различные виды CRM. Примером могут служить такие CRM, как: AmoCRM Битрикс24, Мегаплан, Террасофт.

Это новый шаг в управлении бизнесом, отделом продаж и их автоматизации. Так, amoCRM сегодня — это огромная компания с большими партнёрами и клиентами, которая постоянно развивается и ищет новые возможности по управлению бизнесом. Например, в последнем обновлении, команда amoCRM доработала экосистему для розничных продаж, которую компания развивала последние несколько лет. Почитать про это подробнее можно здесь.

Какие CRM бывают? Самые популярные CRM

Подбирая автоматизированное решение, недостаточно просто знать, какие виды CRM систем бывают, важно также учитывать подходящий для вашего бизнеса формат CRM, возможность её доработки, а также способы хранения данных. Система может быть:

Индивидуальной или пакетной

Крупные компании чаще заказывают разработанные непосредственно под их бизнес системы, на это уходит много времени и денег. Готовое решение стоит дешевле, но имеет стандартный набор функций, в то же время пакетные продукты способны гибко адаптироваться под потребности конкретного бизнеса — об этом мы рассказываем в разделе кейсы.

Облачной или «коробочной»

В первом случае компания получает доступ к онлайн-сервису, предварительно уплатив за это абонентскую плату. Вход в систему осуществляется с любого компьютера. Для коробочных решений предполагается наличие у компании собственных серверов, где и будут храниться все данные CRM. Для использования «коробок» необходимо предварительно купить у разработчика лицензию и установить программное обеспечение на рабочие места персонала. Такие системы кажутся надёжными, но их выгодность с точки зрения безопасности на сегодняшний день ненамного больше, чем у облачных систем, а стоимость на собственные хранилища данных несравнимо выше.

Облачные системы более гибкие, доступные и простые в обращении, поэтому их используют значительно чаще. Как пример можно привести amoCRM.

Универсальной или отраслевой

В первом случае решение имеет стандартный набор функций, не заточенный под конкретную сферу деятельности. Но каждая отрасль бизнеса имеет свои особенности, поэтому в некоторых случаях лучше поискать пакетные решения. Они дешевле индивидуально разработанных, но при этом имеют специфический функционал, например, для интернет-магазинов, логистических компаний, банков и т. д. Так, в амоСРМ теперь можно создавать свои отраслевые решения, которые разработаны под бизнесы определённых категорий, что удобно как для разработчиков, так и для клиентов системы.

Выводы. Выбираем CRM

Чтобы правильно подобрать CRM решение, важно учитывать как её вид, так и формат внедрения. Независимо от отрасли и типа, можно смело утверждать, что все виды CRM-систем по-своему эффективны и полезны. Однако, в последнее время вперёд вырываются облачные комбинированные системы. Они создают широкие партнёрские сети, которые развивают сами себя, предлагая множество новых решений в рамках одной системы. Такую CRM мы и советуем.